Викторина №2 (Глинка +)

1. Глинка. Опера "Иван Сусанин", 4-е действие, 3-я картина, речитатив и ария Сусанина

2. Глинка. Опера "Иван Сусанин", Эпилог, хор "Славься"

3. Глинка. Симфоническая фантазия "Камаринская"

4. Даргомыжский. Баллада "Старый капрал"


п/п
Номер нотного примера  в учебн. Автор, полное название (жанр, тональность, название, действие в опере и пр.) примечания
1 № 20-21  М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин», 4 действие 3 картина, речитатив и ария Сусанина Бас(низкий мужской голос), симфонический оркестр;  предсмертная ария главного героя, ре минор
2 №23 М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин», эпилог , хор «Славься» Хор, оркестр; торжественный; до мажор
3 №26 М.И.Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»,  свадебная  песня Симфонический оркестр;  протяжная , фа мажор
4 №37 А.С.Даргомыжский. Баллада «Старый капрал» Баритон(низкий муж. голос), фортепиано; старого солдата ведут на расстрел

А.С. Даргомыжский РУСАЛКА (подготовка к викторине №3)

Опера в четырех действиях (шести картинах)
Либретто по драматической поэме А. С. Пушкина написано А. С. Даргомыжским.
Первое представление состоялось 16 мая 1856 г. на сцене Большого театра в
Петербурге.
Действующие   лица
Князь    тенор
Княгиня     меццо-сопрано
Мельник    бас
Наташа, его дочь, потом Русалка    сопрано
Ольга, сирота, преданная Княгине    сопрано
Сват    баритон
Русалочка, 12 лет
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.


Действие первое
. На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца — старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково Приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей
Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе.
Наташа цепенеет от горя. Мучительно пытается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти — она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на
себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.
Действие второе. В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом
празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако
все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон.
Все в замешательстве.
Действие третье. Картина первая.В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о
промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но, заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе, которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном,— в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком «Отдай мне дочь!» бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.
Действие четвертое. Картина первая. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилась в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал — Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.
Картина вторая. Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.